сегодня в 20:34
1000 <
0

В Звенигородском манеже открылась новая масштабная выставка — «РЕРИХ. В поисках «небесного Звенигорода». Это уже 4-й проект, посвященный русской пейзажной живописи и реализованный в рамках сотрудничества Государственного Русского музея и Звенигородского музея-заповедника. Масштабная ретроспектива художника, философа и путешественника Николая Рериха (1874-1947) представит 40 живописных работ из коллекции Государственного Русского музея, многие из которых ранее не демонстрировались в Подмосковье.

«Принимать Рериха в Звенигороде — очень символично. Путь великого художника, его «духовное восхождение» началось с археологических раскопок в русских провинциях, посещения старых русских городов, в том числе Звенигорода. Отсюда тянутся линии его творческих поисков. Важно отметить, что эта глубокая и знаковая выставка — очередной, уже очень уверенный шаг, в программе плодотворного сотрудничества Звенигородского музея и Государственного Русского музея, который мы снова сердечно благодарим», — отметил министр культуры и туризма Московской области Василий Кузнецов.

Выставка раскрывает философскую концепцию «небесного Звенигорода» — собирательного образа идеального города будущего, «Державы Света», основанной на духовном совершенстве. Дорога Рериха к этой цели — это путь восхождения через познание, трудный путь исследователя-первооткрывателя и художника-подвижника.

«Звенигородский манеж постепенно становится одной из заметных культурных площадок Подмосковья. Здесь появляются глубокие, сильные выставки. Работы Николая Рериха дают возможность по-новому увидеть историю и образ Звенигорода. Важно, что сегодня жители могут познакомиться с этим искусством в своём родном городе», — подчеркнул глава Одинцовского округа Андрей Иванов.

Посетители Звенигородского манежа могут увидеть знаменитые полотна, включая «Весну священную», «Единоборство Мстислава с Редедей», «Защитник (Облако-стрелок)», гималайские пейзажи и другие работы. Экспозиция приглашает зрителей отправиться по невидимым «ступеням жизни» мастера к духовным вершинам его творчества. Картины сопровождаются цитатами из дневников и литературных произведений Николая Рериха, что раскрывает наследие художника наиболее полно.

«Для нас крайне важно, что эта выставка проходит в Звенигороде, городе, который Николай Рерих посещал в своей «поездке за стариной». Выставка не только показывает прекрасную древность, которую защищал художник, но и представляет публике его философский идеал — «небесный Звенигород»», — рассказала директор Звенигородского государственного музея-заповедника Елена Кожевникова.

Экспозиция построена как путь восхождения: от ранних работ, посвященных древнерусской истории, к сакральным образам Гималаев. Особое внимание уделяется этапам творчества Рериха — его путешествиям, исследованиям и роли создателя Международного договора по защите культурных ценностей («Пакт Рериха»), который был подписан в 1935 году. Отдельный раздел посвящен театральному искусству в творчестве художника: декорации Николая Рериха отличались запоминающимися художественными образами природы, в которых соединялись сказочные и поэтические черты.

«Выставка уникальна тем, что ее концепция построена вокруг Звенигорода, города, который Николай Рерих посетил в 1904 году. Так получается счастливым образом, что слово «Звенигород» не случайно в жизни Рериха, в его осмыслении окружающей действительности, духовных целей, оно неоднократно появляется на его творческом пути. В 1933 году даже появилась его картина с таким названием, которая находится сегодня в музее Николая Рериха в Нью-Йорке, ее мультимедийную репродукцию мы покажем на экспозиции. Это собирательный образ города будущего, города знания и культуры. Николая Рериха называют целым космосом. Его личность многогранна: общественный деятель, мыслитель, философ, художник, археолог, исследователь. Сегодня, когда многие задумываются о смысле, о значении гуманизма в мире, труды Рериха как никогда актуальны, — он был великий гуманист», — поясняет куратор выставки Сергей Кривонденченков.

Начало «пути» художника обусловлено глубоким художественным осмыслением русской истории и наследия русского православия. В 1903-1904 годах он совершил «поездку за стариной», посетив более 40 старинных городов. Рерих скрупулёзно изучал особенности сохранившихся памятников Древней Руси, что послужило началом его созидательной деятельности по защите памятников мировой культуры. После окончания Центрально-Азиатской экспедиции Рерих мечтал построить настоящий Звенигород — центр Новой страны — на Алтае. Однако был возведён не реальный город на земле, а «небесный Звенигород» в творческом воображении художника.

Добавим, что выставка «РЕРИХ. В поисках «небесного Звенигорода» будет работать до 24 мая 2026 года. Как сообщалось ранее, Звенигородский манеж — новая выставочная площадка в составе Звенигородского музея-заповедника. С 2019 года велась кропотливая реставрация постройки, в 2023 году обновленное пространство открылось для посетителей. Ранее здесь с успехом прошли три крупные выставки — «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX вв.», «Преображённая природа. Пейзаж XIX-XX веков из собрания Русского музея» и «Иван Шишкин. Мастер эпического пейзажа».

Подробнее: https://odin.ru/news/?id=83494

Комментариев ещё нетнаписать
А вы что думаете?
Ваша оценка

Похожие новости